К. Каллеман "ПРОСВЕТЛЕНИЕ". ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ (продолжение)

Долгие годы ведется спор относительно происхождения майя. Например, их отождествляют с потерянными племенами Израиля (Десять из двенадцати племен Израиля после смерти царя Соломона образовали отдельное государство, которое было завоевано ассирийцами. Жители его были изгнаны и стали называться “потерянными племенами” – прим. пер.) или с переселенцами из Китая, Атлантиды и т.д. Я считаю это измышлениями, сродни тем, что распространяли испанские колонизаторы, которые не могли представить майя как народ, который построил величественные города и храмы в джунглях и потомки которого все еще населяют эти земли. В последнее время, однако, исследования истории майя вступили в новую фазу. Прочитана большая часть иероглифических символов, изображенных на каменных сооружениях и стелах, и стало очевидно, что этот язык был ранней формой языка, на котором все еще говорят в этом регионе.

 Как уже упоминалось, известны лишь четыре кодекса (рукописи) майя доколумбовых времен – их не смогли уничтожить ни влага джунглей, ни рвение миссионеров. Некоторые книги были написаны уже после прибытия испанцев – “Чилам-Балам” (Книги Ягуара-прорицателя) и “Пополь-Вух”; в них содержится информация о древней мифологии и космологии майя. Книги “Чилам-Балам” пророческие, а “Пополь-Вух” служит майя Библией, куда входит рассказ о Творении, когда герои-близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке перехитрили богов смерти.

 Из этих источников мы узнали, что майя верили в посмертную жизнь и перевоплощение души. Жизнь они рассматривали как цикл рождения, смерти и возрождения; принесение жертвы играло важную роль при Творении новой жизни. Религия майя была дуалистичной, в ней добрые и злые боги вели между собой борьбу. Чак был богом дождя, Юм Каш – богом злаков, Кукулькан, пернатый змей, выполнял множество функций, связанных с существованием человека. Во всех своих делах майя взаимодействовали с богами.

 В так называемый классический период (250 – 900 гг.) города-государства управлялись династиями царей (ахау-об); правители также совершали шаманские ритуалы, олицетворяя, по мнению их подданных, космические силы. Такие правители-шаманы совершали публичные жертвоприношения собственной кровью в различных пирамидах. Они вводили себя в состояние, позволяющее им общаться с богами, которые являлись им в видениях и руководили ими. Сведения о жизни древних майя и их правителей содержатся на каменных стелах: здесь описаны ритуалы или прославляются победители в династических войнах. На многих стелах изображаются переходы между временными циклами, необходимые для проведения религиозных ритуалов.

 Майя никогда не выходили из каменного века и, если не считать игрушек, они не пользовались колесом. Однако архитектура и искусство майянских центров впечатляют огромным разнообразием. Тикаль был плотно застроен, и в период расцвета в нем насчитывалось около 20 000 зданий, среди которых было много пирамид, окрашенных в красный цвет. Юкатанские центры Чичен-Ица, Ушмаль, Эцна и Майяпан имели более свободную планировку. В изысканном и очаровательном Паленке, расположенном на покрытом джунглями склоне, переходящем в равнину, есть дворец и множество небольших, почти в китайском стиле храмов.

 Расположение некоторых майянских пирамид связано с астрономическими явлениями, например, с восхождением Плеяд или весенним равноденствием, чему соответствует знаменитая Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице. В форме пирамид заключена определенная символика. Так, многие центральные пирамиды, такие как Пирамида Кукулькана, Храм Надписей в Паленке, Великая Пирамида в Ушмале и Пирамида Ягуара в Тикале – высочайшая пирамида в Америке (Рис.6), достигающая 44 метров в высоту, – имеют девять уровней, которые отражают Девять Низших Миров Космоса.

 В продолжение 800 – 830 гг. в существовавших столетиями городах-государствах майя на территории Гватемалы и Чьяпаса прекратилось строительство мемориалов, и города опустели. Однако почти в то же самое время на севере полуострова Юкатан возникла новая культура майя, сосредоточенная в Чичен-Ице; эта культура, в основном, считается постклассической.

Царь Ах-Какау празднует начало (9.13.0.0.08 Ахау) нового катуна в Тикале (692 г.). На стелах часто изображаются майянские шаманы-правители, отмечающие начало новых священных циклов времени в дни Ахау.

В этой культуре, по-видимому, ослабела власть шаманов-правителей и особо выделился культ Кукулькана, Пернатого Змея, более известного у ацтеков как Кетцалькоатль. Затем постклассическая культура также прекратила свое существование (причин этого традиционные исторические исследования не объясняют), и около 1220 года Чичен-Ица была, очевидно, покинута. Первая встреча с европейцами потомков классических и постклассических майя произошла во время четвертого путешествия Колумба в 1504 году. После испанского завоевания ацтекской империи в 1521 году она подверглась нашествиям, начатым гондурасской экспедицией Эрнана Кортеса в 1525 году и продолжавшимся до падения последнего независимого царства ацтеков в 1697 году.

 Современные майя во многих отношениях сохранили традиции классического периода, хотя со временем и претерпели изменения под влиянием европейцев и христианства. Лакандонская группа майя, обитающая в ливневых тропических лесах Чьяпаса, все еще сохраняет традиционные обычаи, совершая жертвоприношения некоторым старым богам в местах древних храмов. В течение нескольких десятилетий майянское население Гватемалы подвергалось со стороны различных милитаристских режимов жестоким репрессиям, последовавшим после восстания Арбенса в 1954 году, когда были убиты десятки тысяч майя.

Девятиступенчатая Пирамида Ягуара в Тикале – самая высокая пирамида в Америке выстой в 44 метра. Ее девять ступеней символизируют Девять Уровней Сознания Космоса. При совершении ритуалов шаман-правитель взбирался на вершину пирамиды, что символизировало достижение им космического уровня сознания.

Возвращение Священного Календаря

    Почти все, кто изучал древние цивилизации Мезоамерики, единодушны в том, что путь к пониманию их космологии и мировоззрения дает их календарь. Несомненно то, что наиболее совершенная календарная система разработана цивилизацией майя. Важнейшей составной частью этой системы, ее сердцевиной – 260-дневным Священным Календарем – пользовался целый огромный регион Мексики, который до его распада занимал часть территории нынешних Соединенных Штатов. Таким образом, до прибытия испанцев весь этот регион жил в духовном плане синхронно, используя один и тот же календарь.

 Для многих покажется странным, что календарь может играть такую важную роль. Большинство из нас думает, что выбор календаря совершается произвольно, и он почти не влияет на мировоззрение носителей определенной цивилизации. Но именно потому, что этот выбор явился столь малозначимым, как простая условность, он абсолютно отстранен от нашего сознания. Григорианский календарь, учрежденный папой римским в 1582 году и ныне широко используемый во всем мире, принят просто как данность, и нам кажется, что его незачем ни заменять, ни дополнять. А что если этот календарь оказывает некое скрытое воздействие на людей, неведомое большинству, и укрепляет их ложное мировоззрение? Одна из задач данной книги – указать на это скрытое воздействие григорианского календаря и противопоставить ему Священный Календарь как альтернативу мировоззрению, навязываемому нам григорианским календарем. В Священном Календаре зашифрован майянский Космос Священного Времени.

 Я полагаю, что майянский календарь в обычных туристских справочниках и путеводителях представлен, большей частью, в искаженном свете. В них, как правило, подчеркивается, что астрономия и математика у древних майя достигли высокого уровня развития. Хотя это действительно так, данное утверждение бьет мимо цели, ибо само по себе не раскрывает причину возрождения интереса к майянскому календарю. Ведь современные астрономические измерения намного точнее древнемайянских – следовательно, если бы речь шла только об астрономии майя, нам незачем было бы проявлять к ней особый интерес. Однако сегодня для нас важны не астрономические, а духовные аспекты майянского календаря. На мой взгляд, исходя именно из духовного базиса неастрономических календарей – Тун (360-дневный период) и Цолькин (260-дневный период) – следует оценивать истинный, ни с чем не сравнимый вклад майя в современное человечество.

 Цолькин, что означает у юкатанских майя “счет дней”, известен также как Священный Календарь. В Гватемале народность майя-киче сохраняла этот календарь неизменным на протяжении 2500 лет. Прилежно следили за этим календарем так называемые хранители дней – мужчины и женщины, наделенные особой ответственностью сохранять движение дней. Путем сравнения дат, изображенных на древней стеле, археологи могли удостовериться в том, что ни один день за 2500 лет не был утерян.

Таким образом, майянский календарь используется до сего времени. Более того, за последние десятилетия интерес к нему возрос во всем мире; началась работа по восстановлению и развитию истинно духовного аспекта, заложенного в календаре, в котором намечено будущее человечества. Это возрождение имеет место, в частности, в кругу исследователей, которые исходят из того, что мировоззрение майя было и остается более истинным, нежели наше. Возрождение календаря происходит и у самих майя, живущих в настоящее время и воспитывающих свою молодежь в соответствии с древним учением, где центральное место занимает Священный Календарь.